Сретение Господне
Сретение Господне относится к двунадесятым непреходящим праздникам. Православная Церковь отмечает его 15 февраля в воспоминание принесения Иисуса Христа Пресвятой Марией в храм Иерусалимский. По обычаю сына-первенца посвящали Богу на сороковой день после рождения, при этом приносили жертву очищения - овна, тельца, двух горлиц или двух птенцов голубиных.
Дева Мария и праведный Иосиф принесли Христа в храм Иерусалимский, где ждала его удивительная встреча ('сретение'). В Иерусалиме в то время жил ученый-книжник Симеон, который переводил Священное Писание на греческий язык. Переводя книгу пророчеств Исаи: 'Итак Сам Господь даст вам знамение: се Дева во чреве примет и родит Сына', св. Симеон предположил, что в текст вкралась ошибка и хотел уже исправить слово 'Дева' на слово 'жена'. Когда он так подумал, явился ангел и сказал ему: 'Имей веру написанным словам, ты сам убедишься, что они исполнятся, ибо не вкусишь смерти, доколе не увидишь Христа Господа, Который родится от Чистой и Пренепорочной Девы'. По преданию, праведный Симеон прожил триста шестьдесят лет.
Именно в тот день праведный Симеон по внушению свыше пришел в храм и, взяв в руки Богомладенца, произнес обращенные к Богу слова: 'Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; Ибо видели очи мои спасение Твое, Которое Ты уготовал пред лицем всех народов' (Лук. 2, 29—31).
Святой праведный Симеон понял, что предсказание ангела сбылось.
Слушая праведного Симеона и пророчицу Анну, присутствовавшую в храме, Иосиф и Мария дивились им, так как слова эти свидетельствовали, что тайна Божия уже открыта. Старец благословил Марию и, указав Ей на Младенца, произнес: 'Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, - и Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец' (Лук. 2, 34—35). Он предвидел крестную смерть Ее Сына и Ее будущие страдания.
В память о встрече Иисуса Христа и Благочестивого Симеона и установлен этот праздник. Начало праздника Сретения Господня восходит к глубокой древности. Несомненно, что в Иерусалиме он отмечался уже в IV в. В Древнем Риме в начале февраля отмечался праздник очищения, покаяния и поста. Он был связан с подготовкой к весенним сельскохозяйственным работам. По древним поверьям, перед весенними работами следовало очиститься от грехов и позаботиться о том, чтобы умилостивить тех богов и духов, от которых зависели успехи в хозяйственных делах и жизненное благополучие. Некоторые очистительные обряды, направленные против злых духов, сохранились в христианском празднике Сретения.
У древних славян был свой весенний народный праздник, который по времени совпадал со Сретением. До сих пор в.северо-западной России известен праздник под названием Громница - праздник почитания огня. Наши предки различали огонь небесный и огонь земной. Небесный огонь, приходящий с неба в виде молнии, почитали священным, а проявления этого огня - божественными. Особо выделяли живой огонь, который ритуально зажигали трением дерева о дерево. От него старались зажечь огонь домашнего очага. Считалось, что свечи, изготовленные на Громницу, обладают скрытой чудодейственной силой, которая оберегает дом от грома и молний, а также от всяких напастей. Громничной свечой, по поверью, подпаливали волосы у людей и шерсть у животных от сглаза. Прежде на Громницу освящали хлеб-соль, которые хранились в доме как надежное средство от пожаров. Если пожар все-таки случался, этот хлеб-соль бросали в огонь или в сторону, куда хотели отвести огонь.
За обедней следили за свечами и гадали: у кого первого погаснет, тот и умрет раньше. А у кого по выходе из церкви на пути домой не потухнет огонь, а еще если на руку воск упадет тремя каплями, тому будет счастье. Потушенная свеча разламывалась и раскладывалась в хлевах, чтобы спасти скотину.
Распространен был на Руси и символический обряд продажи ребенка. Кому-нибудь из посторонних, преимущественно старухе, передавали через окно ребенка, за которого она уплачивала какие-то деньги. Возвращая ребенка родителям, она говорила: 'Живи на мое счастье'. На деньги, заплаченные за ребенка, покупали свечи. Пламя этих свечей зажигает огонь жизни. Так ребенка 'привязывают' к жизни.
С кануном праздника Сретения Господня связано поверье, ведущее свое начало исстари, и к XX в. еще кое-где сохранившееся. В этот день в старину происходило заклинание мышей. К этому времени года мыши, истощив свои съестные припасы, начинают бессовестно кормиться за крестьянский счет. На помощь призывался старик-знахарь, который и приступал к ограждению скирд и стогов от 'мышеяди'. 'Как железо на воде тонет, так и вам, гадам, сгинуть в преисподнюю, в смолу кипучую, в ад кромешный. Не жить вам на белом свете, не видать вам травы муровой, не топтать золотого ячменя, не грызть вам полнотелой ржи, не точить вам пахучего сена. Заклинаю вас, мышей, моим крепким словом во веки веков. Слово мое ничем не порушится!'
Сретенье по-славянски означает встречу. На Сретенье зима весну встречает, заморозить хочет, а сама от своего хотения только потеет. Зима с весной встретились впервой.
Дети перед сумерками где-нибудь на пригорке заклинают солнышко показаться: 'Солнышко-ведрышко, выгляни, красное, из-за горгоры! Выгляни, солнышко, до вешней поры! Видело ль ты, ведрышко, красную весну? Встретило ли, красное, ты свою сестру? Видело ли, солнышко, старую ягу. Бабу ли ягу - ведьму зиму?'
Если заклинаемое 'солнышко-ведрышко' и в самом деле выглянет перед закатом, значит, прошли последние морозы, а если нет - ожидай сильных 'власьевских' (24/11 февраля) морозов.
С днем Сретения Господня связано множество погодных примет: какова погода на Сретенье, такова и весна будет; если на Сретенье оттепель - весна ранняя и теплая, если холодно - весна холодная; если на Сретенье напьется петух воды - наберется пахарь беды (т. е. зима затянется). Примечали, что если с вечера в канун Сретения небо будет усеяно звездами, то и весна пожалует позднее обыкновенного. И хоть говорили: 'Покров - не осень. Сретенье - не зима. На Сретенье кафтан с шубой встретились, а цыган шубу продает', - но ждали еще и морозов. 'Солнце на лето, зима на мороз' - это тоже о дне Сретения. Бывало, что несколько суток стояли настоящие, по-январски трескучие морозы. А сретенская оттепель напоминала рачительному хозяину, что пора начинать починку сельско-хозяйственного инвентаря. Для этой работы отведен в народном календаре специальный день - следующий за Сретением (16/3 февраля) и называется он Починки. 'В Починки день встает чуть свет - чинит сбрую летнюю да борону столетнюю', 'Починки - по сохе поминки'.
В этот день начинают готовить семена для посева, осматривают сбрую, начинают выгонять скотину из хлева в загон - для разминки и пригрева. Очень опасались домового в ночь со Сретения на Починки. Во многих местностях существовало поверье, что в эту ночь домовой может 'заездить коня'. Советовали привязывать еще с вечера лошадям кнут, онучи (по В. Далю - часть обуви, обвертка на ногу, замест чулков... портянки) на шею, чтобы домовой не смел дотронуться до лошади, воображая, что на ней сидит сам хозяин. Чтобы задобрить домового, хозяйки выставляли после ужина горшок каши, обкладывая его горячими угольями. Иногда для усмирения домового звали знахаря-ведуна, который резал во дворе петуха и, выпустив кровь на веник, обметал им все углы в хате и на дворе. Вот после этого можно было не бояться домового.
В Тульской губернии раньше в день Починок варили особое кушанье - 'саломату', которую ели всей семьей после осмотра сараев и конюшен. Старая поговорка гласит: 'Приехала саломата на двор, разминай Починки'. На Сретение кормят (закармливают) племенных птиц: курам дают овес, чтобы лучше неслись и яйца были крупнее и вкуснее. 'Корми кур овсом - весной и летом будешь с яйцом'.
Ветер в Сретение предвещал хороший урожай плодовых деревьев, поэтому хозяева трясли деревья руками, чтобы были с плодами. Обязательно белили стволы плодовых деревьев, чтобы уберечь их от солнечных ожогов в марте. Сретенская вода из снега считалась средством от недугов и жизненных напастей. Особенно ценилась стекающая с крыш талая вода. На этой воде замешивали тесто и делали коржи, которые давали при болезнях людям и домашним животным. Освященную в этот день в церкви воду дают пить умирающему при чтении отходной молитвы, а также пользуют ею тяжело больных. Этой же водою окропляют отправляющихся в путь. Широко распространено было поверье о том, что нельзя ездить в дальний путь на Сретение: могут приключиться по дороге всякие напасти. Вспомните об этом, собираясь весной на отдых или в командировку...
|